ПРОГРАММА

повышения финансовой грамотности

Наименование Программы: Программа повышения финансовой грамотности в формате дистанционного обучения.
Возраст адресатов программы: Взрослые от 35 лет.

Цель

Программы:

Формирование грамотного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, повышение личной финансовой безопасности и защиты интересов потребителей финансовых продуктов и услуг.
Основные задачи Программы:

1. Обеспечить изучение существующих финансовых институтов, финансовых продуктов и услуг, а также источников получения достоверной информации об этих продуктах и услугах.

2. Развивать ответственность в области личных финансов в практической и профессиональной деятельности.

3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения вопросов, связанных с сохранением и накоплением денежных средств, оценкой финансовых рисков, сравнением преимуществ и недостатков различных финансовых продуктов и услуг.

4. Формировать знания о способах повышения благосостояния с помощью инвестиций, использование пенсионных фондов, создания собственного бизнеса.

Краткое описание Программы:

Программа содействует повышению уровня финансовой грамотности взрослого населения в возрасте от 35 лет посредством проведения дистанционного обучения.

Научная новизна Программы:

– методологическая основа программы – компетентностный подход для организации дистанционного обучения финансовой грамотности;

– разработанная программа дисциплины «Основы финансовой грамотности» для реализации дополнительного дистанционного образовательного курса;

– сформированная группа лекторов в рамках дистанционного курса;

Практическая значимость Программы:

- создание условий для формирования системы понятий, связанных с финансовой системой, использованием финансовых продуктов и услуг;

- предоставление возможности освоить совокупность способов успешного решения финансовых задач.

Необходимые

условия:

Наличие условий для реализации Программы:

- Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р);

- Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»;

- соглашение с о реализации образовательных программ с ГАУ РД «Центр дистанционного обучения»;

- современная платформа для дистанционного обучения;

- имеющийся опыт реализации программ повышения финансовой грамотности (очно и дистанционно);

- наличие экспертов по различным финансово-экономическим вопросам и направлениям.

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы:

Ожидаемы результаты реализации Программы:

- повышение уровня финансовой грамотности слушателей, способствующего защите их интересов как потребителей финансовых услуг, планированию личного бюджета, бюджета предпринимателя, созданию финансовой устойчивости;

- углубление уровня знаний о существующих финансовых институтах, финансовых продуктах и услугах, способах получения достоверной информации о них;

- формирование навыков разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;

- доведение до слушателей информационных материалов и информационных ресурсов по вопросам финансовой грамотности и финансовой безопасности.

1. учебно-методический комплект дополнительной образовательной программы по дисциплине «Основы финансовой грамотности»;

2. видеоматериалы и видеолекции Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности»;

3. ресурсы для проверки информации о работе финансовых институтов и подачи обращений при нарушении прав потребителей финансовых услуг: Банк России, Федеральный фонд защиты прав вкладчиков, Роспотребнадзор и т.д.;

2. Актуальность Программы и ее значимость для потребителей финансовых услуг

В условиях глобальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие страны, рост благосостояния и улучшение благополучия граждан в огромной степени зависят от уровня финансовой грамотности широких масс населения, ихготовности к принятию самостоятельных и, главное, тщательно обдуманных решений, связанных с управлением бюджетом домашнего хозяйства.

Развитие и формирование финансовых навыков и компетенций является неотъемлемой частью политики устойчивого экономического развития страны. Для каждого потребителя финансовых услуг крайне важно уверенное владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Согласно даннымАналитического центра НАФИ 2017 года только 12% россиянсчитают, что имеют хорошие знания и навыки в финансовой сфере.

Кроме того, согласно исследованию НАФИ 2018 года 25% россиян сталкивались с нарушением своих прав. При этом потребители часто готовы защищать свои права только на словах, не предпринимая никаких действий в реальной ситуации. В обществе сформировался стереотип о «бесполезности» шагов, связанных с отстаиванием своих прав.

В большинстве российских семей не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вопросы, связанные с деньгами, - это ведет к финансовой безграмотности подрастающего поколения. Причины такого положения дел во многом связаны с отсутствием у части взрослого населения навыков эффективного финансового поведения. В период существования советского государства у представителей старшего поколения сформировались привычка полагаться во всем на поддержку государства, неумение самостоятельно решать вопросы своего финансового благополучия, стремление в случае финансовых затруднений ждать защиты и помощи от власти.

Таким образом, социологические исследования показывают недостаточный уровень финансовой грамотности населения страны, что актуализирует необходимость системного формирования базовых навыков в области управления личными финансами в течение всей жизни человека. Высокий уровень финансовой грамотности населения снижает риски избыточной закредитованности граждан, является хорошим средством от угроз мошенничества со стороны недобросовестных участников финансовых рынков.

Целевыми группами данной дистанционной Программы выбраны взрослыелюди сосредним уровнем доходов, желающие повысить свои знания и наработать новые навыки. Предлагаемая Программа является одной из форм содействия повышению знаний и навыков в сфере личных финансов, формированию разумного финансового поведения.

Значение финансовой грамотности в современном мире трудно переоценить. Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности населения, с одной стороны, является задачей государства, а с другой – отвечаетсоциальному запросу со стороны потребителей финансовых продуктов и услуг. Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности ее населения. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов в целом способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. Финансово грамотный человек обладает целым рядом навыков, которые позволяют ему эффективно распоряжаться своими доходами, делать накопления, инвестировать средства в недвижимость и т.п.

В долгосрочной перспективе значимость финансовой грамотности в обеспечении личного благосостояния граждан будет только возрастать. Понятие «финансовая грамотность» включает в себя достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения, а также предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать, что на практике дает возможность потребителю грамотно управлять своими денежными средствами.

Финансово грамотный человек:

1. Ведет учет собственных доходов и расходов.

2. Ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает в каких надежных источниках можно найти нужную информацию и как использовать ее с максимальной выгодой для себя.

3. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надежностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги. Знает, как защищены права потребителя финансов, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

4. Тратит меньше, чем зарабатывает. Имеет собственный резервный фонд - «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

Таким образом, цель реализации Программ повышения финансовой грамотности заключается в создании условий для формирования у слушателейследующих знаний и навыков: эффективно управлять личными финансами, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.

 

3. Пояснительная записка Программы

Реализация данной Программы будет осуществляться:

- дистанционно посредством реализации дисциплины «Основы финансовой грамотности»;

- посредством организации работы лекторской группы экспертов в сфере финансовой грамотности;

- посредством предоставления доступа слушателям к презентационным и иным информационным материалам Программы.

 

4. Планы мероприятий реализации Программы

Тематический план программы повышения финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Лектор

1

2

Что значит быть финансово грамотным?

Обеспечить:

- знание и понимание слушателями сути финансовых продуктов и услуг;

- способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений.

1. Образ финансово грамотного человека.

2.Учет собственных доходов и расходов.

3. Основные финансовые инструменты и услуги.

4.Риски, опасности и ошибки на финансовом рынке.

5. Защита прав потребителей финансовых услуг.

Календарный план повышения финансовой грамотности

Группа слушателей от МБОУ «Каспийская гимназия»

Тема Спикер Дата время
Что значит быть финансово грамотным? Андрианов А.Н. Руководитель направления развития образовательных проектов Ассоциации «САПФИР» 18.фев 12:00
Личный финансовый план Заболоцкая К.

Управляющая компания «Лидер»,

Директор по развитию Молодежной финансовой лиги Ассоциации «САПФИР»

19.фев 11:30
Основные принципы инвестирования Пигарев Д.И. Независимый финансовый консультант 22.фев 11:30
Банки и банковские продукты Нестеренко С.И. Бизнес-аналитик компании Институт финансов 25.фев 11:30
Кредитование Романов А.А. Управляющий партнер «Финансовый сервис» 26.фев 11:30
Налоги Яковлева В. Член правления Молодежной финансовой лиги Ассоциации «САПФИР» 28.фев 11:30
Страхование Быков А.Ю. Начальник управления по региональному развитию и финансовой грамотности Всероссийского союза страховщиков 01.мар 11:30
Защита прав потребителей финансовых услуг Дригайло Д.И. Директор по внешним связям Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров 04.мар 11:30

Список обучающихся, направляемых на                  обучение МБОУ «Каспийская гимназия»

1,            Учителя: Разуваева Галина Павловна- учитель истории, Туллиева Мариян Яхьяевна- учитель математики, Шарапкикова Напбисат Анварбеговна -учитель начальных классов. Для учителей: E-mail- gimnaziya.kasp@mail. ru

  1. Ученики 10 класса:
Список учеников Электронная почта
1 Абдуллаева Марьям Ислановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Амадзиева Амина Шамильевна
3 Алилов ИсрапилАликович !
4 Амиров Хасбулат Магомедович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
5 Арсланов Шамиль Магомедович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
6 Ашурбекова Ханум Эдуардовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
7 Гасанова Тайбат Гасановна 1 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
8 Гаджиев Абакар Арсенович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
9 Гасанова Лейла Аскеровна Leilagasan.2121 @gmail.com
10 Ибрагимов Багаутдин Рабазанович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
11 Иванова Элина Евгеньевна
12 Исаев Хабиб Абдуллаевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
13 Исева Камила Гусейновна
14 Исмаилова Тамари Мурадовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
15 Исмаилов Магомедселим Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
16 Курбанова Магият Ахметовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
17 Кичибеков Нурдин Ширинович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
18 Лахиялов Султан Шамильевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
19 Магомедов Давуд Магомедович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
20 Махмудова Месед Рустамовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
21 Меджидов Магомедрасул Хаджимурадович
22 Рабаданова Аминат Магомедовна
23 Зайнулабидова Заира Юсуповна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
24 Озрокова Гадасса Арслановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
25 Шихвердиева Аида Набиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
26 Шихметов Бисдан Нурметович Zekov Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
27 Цаниева Айшат Муртазалиевна , ’ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПРОГРАММА

повышения финансовой грамотности

Наименование Программы: Программа повышения финансовой грамотности в формате дистанционного обучения.
Возраст адресатов программы: Взрослые от 35 лет.

Цель

Программы:

Формирование грамотного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, повышение личной финансовой безопасности и защиты интересов потребителей финансовых продуктов и услуг.
Основные задачи Программы:

1. Обеспечить изучение существующих финансовых институтов, финансовых продуктов и услуг, а также источников получения достоверной информации об этих продуктах и услугах.

2. Развивать ответственность в области личных финансов в практической и профессиональной деятельности.

3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения вопросов, связанных с сохранением и накоплением денежных средств, оценкой финансовых рисков, сравнением преимуществ и недостатков различных финансовых продуктов и услуг.

4. Формировать знания о способах повышения благосостояния с помощью инвестиций, использование пенсионных фондов, создания собственного бизнеса.

Краткое описание Программы:

Программа содействует повышению уровня финансовой грамотности взрослого населения в возрасте от 35 лет посредством проведения дистанционного обучения.

Научная новизна Программы:

– методологическая основа программы – компетентностный подход для организации дистанционного обучения финансовой грамотности;

– разработанная программа дисциплины «Основы финансовой грамотности» для реализации дополнительного дистанционного образовательного курса;

– сформированная группа лекторов в рамках дистанционного курса;

Практическая значимость Программы:

- создание условий для формирования системы понятий, связанных с финансовой системой, использованием финансовых продуктов и услуг;

- предоставление возможности освоить совокупность способов успешного решения финансовых задач.

Необходимые

условия:

Наличие условий для реализации Программы:

- Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р);

- Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»;

- соглашение с о реализации образовательных программ с ГАУ РД «Центр дистанционного обучения»;

- современная платформа для дистанционного обучения;

- имеющийся опыт реализации программ повышения финансовой грамотности (очно и дистанционно);

- наличие экспертов по различным финансово-экономическим вопросам и направлениям.

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы:

Ожидаемы результаты реализации Программы:

- повышение уровня финансовой грамотности слушателей, способствующего защите их интересов как потребителей финансовых услуг, планированию личного бюджета, бюджета предпринимателя, созданию финансовой устойчивости;

- углубление уровня знаний о существующих финансовых институтах, финансовых продуктах и услугах, способах получения достоверной информации о них;

- формирование навыков разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;

- доведение до слушателей информационных материалов и информационных ресурсов по вопросам финансовой грамотности и финансовой безопасности.

1. учебно-методический комплект дополнительной образовательной программы по дисциплине «Основы финансовой грамотности»;

2. видеоматериалы и видеолекции Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности»;

3. ресурсы для проверки информации о работе финансовых институтов и подачи обращений при нарушении прав потребителей финансовых услуг: Банк России, Федеральный фонд защиты прав вкладчиков, Роспотребнадзор и т.д.;

2. Актуальность Программы и ее значимость для потребителей финансовых услуг

В условиях глобальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие страны, рост благосостояния и улучшение благополучия граждан в огромной степени зависят от уровня финансовой грамотности широких масс населения, ихготовности к принятию самостоятельных и, главное, тщательно обдуманных решений, связанных с управлением бюджетом домашнего хозяйства.

Развитие и формирование финансовых навыков и компетенций является неотъемлемой частью политики устойчивого экономического развития страны. Для каждого потребителя финансовых услуг крайне важно уверенное владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Согласно даннымАналитического центра НАФИ 2017 года только 12% россиянсчитают, что имеют хорошие знания и навыки в финансовой сфере.

Кроме того, согласно исследованию НАФИ 2018 года 25% россиян сталкивались с нарушением своих прав. При этом потребители часто готовы защищать свои права только на словах, не предпринимая никаких действий в реальной ситуации. В обществе сформировался стереотип о «бесполезности» шагов, связанных с отстаиванием своих прав.

В большинстве российских семей не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вопросы, связанные с деньгами, - это ведет к финансовой безграмотности подрастающего поколения. Причины такого положения дел во многом связаны с отсутствием у части взрослого населения навыков эффективного финансового поведения. В период существования советского государства у представителей старшего поколения сформировались привычка полагаться во всем на поддержку государства, неумение самостоятельно решать вопросы своего финансового благополучия, стремление в случае финансовых затруднений ждать защиты и помощи от власти.

Таким образом, социологические исследования показывают недостаточный уровень финансовой грамотности населения страны, что актуализирует необходимость системного формирования базовых навыков в области управления личными финансами в течение всей жизни человека. Высокий уровень финансовой грамотности населения снижает риски избыточной закредитованности граждан, является хорошим средством от угроз мошенничества со стороны недобросовестных участников финансовых рынков.

Целевыми группами данной дистанционной Программы выбраны взрослыелюди сосредним уровнем доходов, желающие повысить свои знания и наработать новые навыки. Предлагаемая Программа является одной из форм содействия повышению знаний и навыков в сфере личных финансов, формированию разумного финансового поведения.

Значение финансовой грамотности в современном мире трудно переоценить. Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности населения, с одной стороны, является задачей государства, а с другой – отвечаетсоциальному запросу со стороны потребителей финансовых продуктов и услуг. Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности ее населения. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов в целом способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. Финансово грамотный человек обладает целым рядом навыков, которые позволяют ему эффективно распоряжаться своими доходами, делать накопления, инвестировать средства в недвижимость и т.п.

В долгосрочной перспективе значимость финансовой грамотности в обеспечении личного благосостояния граждан будет только возрастать. Понятие «финансовая грамотность» включает в себя достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения, а также предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать, что на практике дает возможность потребителю грамотно управлять своими денежными средствами.

Финансово грамотный человек:

1. Ведет учет собственных доходов и расходов.

2. Ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает в каких надежных источниках можно найти нужную информацию и как использовать ее с максимальной выгодой для себя.

3. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надежностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги. Знает, как защищены права потребителя финансов, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

4. Тратит меньше, чем зарабатывает. Имеет собственный резервный фонд - «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

Таким образом, цель реализации Программ повышения финансовой грамотности заключается в создании условий для формирования у слушателейследующих знаний и навыков: эффективно управлять личными финансами, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.

3. Пояснительная записка Программы

Реализация данной Программы будет осуществляться:

- дистанционно посредством реализации дисциплины «Основы финансовой грамотности»;

- посредством организации работы лекторской группы экспертов в сфере финансовой грамотности;

- посредством предоставления доступа слушателям к презентационным и иным информационным материалам Программы.

4. Планы мероприятий реализации Программы

Тематический план программы повышения финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Лектор

1

2

Что значит быть финансово грамотным?

Обеспечить:

- знание и понимание слушателями сути финансовых продуктов и услуг;

- способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений.

1. Образ финансово грамотного человека.

2.Учет собственных доходов и расходов.

3. Основные финансовые инструменты и услуги.

4.Риски, опасности и ошибки на финансовом рынке.

5. Защита прав потребителей финансовых услуг.

Список слушателей МБОУ «Каспийская гимназия»,

направляемых на обучение по программе:

«Повышение финансовой грамотности»

Учителя: Мустафаева Замира Иласбеговна и Сагитова Асият Магомедовна.

Ученики 10 класса:

№ ФИО Год рожд. Адрес Телефон

1. Абдуразакова Амина Шамильевна 27.01.04 Халилова 6

2. Алахверенов Сухбет Рузветович 11.11.03 Ленина 51а

3. Алиева Злейханум Гасановна 16.05.03 Хизроева,6

4. Баширова Элина Сиражудиновна 18.09.03 Ленина 41

5. Гаджиева Асият Тимуровна 08.06.03 Абдулманапов

6. Галбацова Заира Мурадовна 24.07.03 Халилова 44

7. Гусейнова Айшат Ибрагимхалиловна 17.03.04 Советская 19

8. Гусейнова Камила Арсеновна 16.04.03 Хизроева 8

9. Загирбекова Хадижат Мурадовна 05.07.03 Советск 14

10. Зарипилаев Марки Насрудинович 11.10.03 Тимирязева 36

11. Ибрагимова Патимат Магомедрасуловна 03.01.03Советская 21

12. Курбанов Абдул Курбанович 13.01.03 Ленина 15

13. Магомедов Даниял Сулейманович 14.06.03 Советская 10

14. Магомедов Мирза Мусаевич 27.11.03 Ленина 19

15. Магомедов Нажмудин Исламович 03.12.03 Кемпинг 4

16. Магомедова София Магомедовна 27.04.04 Г.Цадасы

17. Муртазалиева Карина Маратовна 12.08.04 Ленина 24

18. Мирземагомедов Шамиль Маратович 16.07.03 Махачкал 67

19. Мусаев Наби Ризванович 03.01.04 СНТ Весна линия

20. Мустафаева Патимат Габибулаевна 01.06.03СНТВесна линия3

21. Муталибова Гевила Робертовна 28.05.03 Пер. Зеленый 14

22. Наврузбекова Лейла Мурадовна 13.04.04 Ильяшенко 1

23. Рабаданов Ибрагим Рабаданович 13.03.04 Хизроева 17

24. Рустамов Амин Арсенович 07.08.04 Байрамова 12

25. Садыкбеков Махач Расулович 19.10.03 Орджоникидз 6а

26. Салахбекова Саида М-дгасановна 27.10.03 Ленина 25

27. Хабибова Бика Руслановна 30.09.03 Хизроева 15

28. Хаирова Лейла Руслановна 19.09.03 Рабочая 60а

29. Шихкеримов Марат Русланович 18.12.03 Байрамова 29

30. Хуцаев Ислам Маганмад-Алиевич 16.09.03 Буйнакского 107

31. Хасбулатов ХасбулатОсманович 25.06.03 Халилова 32

Ученики 11 класса:

№ ФИО Год рожд. Адрес Телефон

32. Абдуллаева Марьям Ислановна 20.03.03 Хизроева 21

33. Амадзиева Амина Шамильевна 21.08.02 Байрамова

34. Алилов ИсрапилАликович 27.11.02 Орджоникидзе

35. Амиров Хасбулат Магомедович 21.11.02 Хизроева 6-

36. Арсланов Шамиль Магомедович 24.02.03 Хизроева

37. Ашурбекова Ханум Эдуардовна 05.11.02 Халилова 4

38. Гасанова Тайбат Гасановна 23.07.02 Назарова 6

39. Гаджиев Абакар Арсенович 17.08.02 Озерная 25

40. Гасанова Лейла Аскеровна 04.06.03 Ленина 78 а

41. Зайнулабидова Заира Юсуповна 14.06.02 Халилова 6

42. Ибрагимов Багаутдин Рабазанович 22.08.02 Джерзинского 13

43. Иванова Элина Евгеньевна 04.06.02 Советская 10

44. Исаев Хабиб Абдуллаевич 07.10.02 Халилова 10

45. Исаева Камила Гусейновна 04.12.02 Хизроева 17

46. Исмаилова Тамари Мурадовна 18.12.02 Алферова 10

47. Курбанова Магият Ахметовна 15.11.02 Ленина 29

48. Кичибеков Нурдин Ширинович 08.07.02 Ленина 36

49. Лахиялов Султан Шамильевич 07.09.02 Махачкалинская 44

50. Магомедов Давуд Магомедович 21.08.02 Ленина 33

51. Махмудова Месед Рустамовна 06.12.02 Хизроева 37

52. Меджидов Магомед-Расул Хаджимурадович 05.07.02 Л.Чайкиной 1

53. Озрокова Гадасса Аслановна 20.08.02

54. Рабаданова Аминат Магомедовна 03.10.02 Ленина 44

55. Цаниева Айшат Муртазалиевна 12.12.02 Митарова 24

56. Шихвердиева Аида Набиевна 13.02.02 Орджоникидзе 29

57. Шихметов Бислан Нурметович 2.10.02 Ильященко 23

Курс «Повышение правовой грамотности населения»

Курс лекций «Повышение правовой грамотности населения» состоит из следующих лекций:

• «Введение в исполнительное производство»,

• «Общие вопросы административной ответственности»,

• «Трудовой договор,

• «Понятие, порядок заключения и изменения трудового договора»,

• «Прекращение трудового договора»,

• «Некоторые вопросы приема в образовательные организации для обучения по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры»,

• «Прекращение образовательных отношений. Дисциплинарная ответственность обучающихся. Порядок предоставления академических отпусков».

Лекционный материал подобран таким образом, чтобы создавать у обучающихся представление о многообразии содержащихся в российском правопорядке правовых норм, регулирующих различные отношения.

Список слушателей для прохождения курса лекций «Повышение правовой грамотности населения»

Фамилия, имя, отчество E- mail
1 НаврузбековАлимурадАбдулбариевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 РизаевЗагидинНармудинович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
3 Юсуфов ГасанМаузудинович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
4 Исмаилов СабирЭльдерович ismailov_sabir@list.ru
5 РизаеваИндираСафаралиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
6 Габибов Шамиль Далгатович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
7 ЮзбековЗейдулаКадималиевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
8 Рамазанова ЗаремаСафаралиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
9 Рамазанов РахимРасимович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
10 Алибекова Марина Асваровна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
11 АлибековНазим Маратович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
12 Дадашева Луиза Агамирзаевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
13 Алискерова Лариса Викторовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
14 Магомедов МагомедрасулГазиевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
15 Иващенко Галина Семёновна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
16 Курбанова ЗухраАхьятовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
17 Сулейманова РусалькаГайдаровна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
18 ЯхъяевМуфталиНизамудинович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кафедра «Гражданское право» ДГУНХ

№ п/п Фамилия Имя Отчество e-mail.ru
  Дибирова Аймесей Ильясовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Мусалов Магомед Абдулаевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Рашидов   Шарапутдин Макашарипович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Ибрагимова Асият Шамсудиновна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Султанова Марина Арслановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Вайланматова Якут Забитовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Гаджиева Халимат Иманшапиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Алиева Анжела Булатгаджиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Халифаева Анжела Курбановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Абдулгамидова     Диана Абдулгамидовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Раджабова Жарият Курбановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Исмаилова Карина Абдурахмановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Халилова Роза Мирзагасановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Магомедова Марьям Магомедовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Маллаева Зарема Алиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Махмудова Марьяна Амруллаховна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Амирбекова Гульнара Гусейновна gЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Зейналов Марат Магомедович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Кайнуров Абдулла Магомедгаджиевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Магомедов Магомед Чеэрасухмаевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Мирзаев Закир Мукаилович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Караченцев Сергей Викторович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Сефикурбанов Казимагомед Сефикурбанович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Абакарова Джаннет Калсыновна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кафедра государственно-правовых дисциплин ДГУНХ

№ п/п Фамилия Имя Отчество e-mail.ru
  Абдуллабекова Анжела Эльмурзаевна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Абукарова Марьям Узеровна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Азизова Пасихат Магомедовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Биярсланова Асият Магомедовна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Гаджиева Айша Ансаровна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Гаджимирзаев Муси Мусаевич //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Гасанов Алибек Муслимович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Гасанова Замира Гаджимурадовна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Далгатова Аида Османгаджиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Ибаев Рустам Камилович //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Идрисова Нина Гаджиабдуллаевна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Керимханова Диана Саидовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Курбанова Диана Нурмагомедовна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Магомедов Анвар Шамильевич Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Магомедов Ахмед Ахмедович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Магомедова Рисалат Магдибеuовна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Мусаева Асма Гаджиевна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Пирова Рена Низамиевна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Тхабисимова Людмила Аслановна Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Ханмурзаев Рашид Багавдинович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  Ханова Заира Реймановна //e.mail.ru/compose?To=Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дистанционное обучение  системыMOODLЕ

В период с 18 марта по 20 мая Дагестанский государственный университет и Центр дистанционного обучения (ЦДО) Республики Дагестан организуют цикл дистанционных уроков для подготовки выпускников к ЕГЭ по предметам: математика, английский язык и обществоведение. Вариант расписания прилагается. Также передаём программы уроков. Программа по математике рассчитана на среднего ученика, сдающего профильный экзамен. Уроки будут полезны и для тех, кто сдаёт экзамен базового уровня

Планируем проводить уроки ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 13 часов. Продолжительность урока 45 минут. Уроки бесплатные-финансирует курсы ЦДО. Если форма таких уроков будет эффективной, то мы продолжим занятия с октября следующего учебного года с разбивкой уроков на уровни подготовки учащихся. Порядок регистрации на уроки  изложен в прилагаемом другом письме. Ваши вопросы и пожелания можно отправить на почту:  fpkdgu@mail.ru . Руководитель курсов: Загиров Низам Шихейбетович, декан факультета повышения квалификации ДГУ, 8928 6719615.

      Технические условия проведения дистанционных занятий по подготовке к итоговому контролю занятий в форме ЕГЭ.

    Занятия проводятся на платформе дистанционного обучения RUWEBER;  слушатели имеют возможность видеть, слышать преподавателя и задавать ему вопросы  в письменной форме.

        Необходимое оборудование:

-устойчивая интернет-связь;

-компьютер, динамики;

-проектор, экран.

       Учащиеся должны иметь возможность выполнять письменные  задания по ходу занятий.

В классе должен присутствовать учитель –руководитель группы  и ответственный за настройки мультимедиа.

             Порядок регистрации:

-отправить заявку (с указанием названия образовательной организации. адреса электронной почты и телефона ответственного лица) по адресу  fpkdgu@mail.ru ;

-в день занятий подключиться к занятию по ссылке, которую вы получите по своей электронной почте.

Расписание занятий.

дата День недели время предмет
  понедельник  

Обществознание

английскийй язык

  вторник   математика
  среда   Английский язык
  четверг  

Обществознание

  Пятница   математика

Это же расписание остается на последующие недели:

Программа

дистанционного обучения школьников по курсу «Обществознание» для подготовки к ЕГЭ, 14 занятий

  1. Структура экзаменационной работы. Блоки-модули. Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
  2. Человек как результат биологической и социально-культурной эволюции. Тесты – вариант КИМ
  3. Познание. Понятие истины. Тесты – варианты КИМ
  4. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. План по теме – вариант КИМ
  5. Религия. Искусство. Эссе – вариант КИМ
  6. Факторы производства и факторные доходы. Тесты – вариант КИМ
  7. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Тесты – вариант КИМ
  8. Рынок труда. Безработица. Составление таблицы – вариант КИМ
  9. Социальная стратификация. Социальные группы. Тесты – вариант КИМ
  10. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты. Конституционные принципы национальной политики в РФ. План по теме – вариант КИМ
  11. Понятие власти. Властные структуры в РФ. Тесты – вариант КИМ
  12. Государство и его функции. Кейсы – вариант КИМ
  13. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Тесты – вариант КИМ
  14. Право в системе социальных норм. Тесты – вариант КИМ

Сводная статистика
по вашим вебинарам

 

  ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИСЬ ПОСЕТИЛИ

    обществознание
357 353

    обществознание
357 353

    Новыйвебинар
1 1

    Новыйвебинар
1 1

    Новыйвебинар
1 1

    Новыйвебинар
2 2

    Новоемероприятиесегодня
2 2

    обществознание
357 353

 

 

Работа по формированию групп слушателей от Дагестанского отделения Союза садоводов России, для прохождения дистанционного обучения в Университете садоводов г. Москва, по различным специальностям.

Перечень слушателей:

  1.  Сулейманова Русалька Гайдаровца, курс "Управление некоммерческим объединением"
  2. Вахидов Али Баширович, курс "Управление некоммерческим объединением"
  3. ПаталиеваПархашСапиюллаевна, курс "Управление некоммерческим объединением"
  4. ДжахбарроваСаидат Магомедовна, курс "Управление некоммерческим объединением"
  5.  Мусаев СултанбегМагамедович, курс «Управление некоммерческим объединением»
  6.  Ханов Рейман Гюлбалаевич, курс "Управление некоммерческим объединением"
  7. Абдулаев Мурат Магомедович, курс "Сам себе адвокат"
  8. МутаеваАйшатАсадулаевиа, курс "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  9. МевлютовПирмагомедКурбанович, курс "Сам себе адвокат"
  10.  Ершова Ольга Павловна, курс "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"                               х
  11. НурахмедоваИрада Борисовна, курс «Управление некоммерческим объединением»
  12. Шахпазова Флорида Зедулаховна, курс "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  13. УзденоваХанумМисрихановна, курс "Сам себе адвокат"
  14.  Исаева НаидаНаврузбековна, "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"                     J
  15.  Мусаева Суна Амрулаховна, "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  16. Начевный Рафаэль Петрович, курс "Сам себе адвокат"
    1.  Османов АсхабалиХайрудинович, курс "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  17.  Абдурахманова Динара Рашитхановна, курс "Управление некоммерческим объединением"
  18. ИсрафиловМурадОмарович, курс «Сам себе адвокат»
  19.  Сафаров Малик Каркаевич, курс "Сам себе адвокат"
  20.  Кадиев Руслан Магомедович, курс "Сам себе адвокат"

Перечень Слушателей:

  1.  Абдуллаев Фарид Фарманович "Управление некоммерческим объединением"
  2. АгларовШирваниАлиханович "Управление некоммерческим объединением"
  3.  Азимова РадмилаМурадовна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении”
  4. АмирбековАмирбек Магомедович "Сам себе адвокат"
  5. АрсланбековДжамалудинРамазанович "Управление некоммерческим объединением"
  6. АсланбековАсланбекБурзиевич "Управление некоммерческим объединением"
  7.  Ахмедова ПольназРамазановна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  8.  Гаджиева Нина Яхьяевна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  9. Гасанбеков Магомед Мирзалиевич "Управление некоммерческим объединением"
  10. ЖолоховаСакинатГазимагомедовна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  11.  Зинченко Анастасия Юрьевна "Сам себе адвокат"
  12.  Крикливая Светлана Викторовна "Бухгал терский учет в некоммерческом объединении"
  13.  Магомедов Марат Магомедович "Управление некоммерческим объединением"
  14.  Магомедов МурадРамазанович "Сам себе адвокат"
  15.  Магомедов Шамсудин Магомедович "Управление некоммерческим объединением"
  16.  Магомедова АсиятШихмагомедовна "Сам себе адвокат"
  17.  Магомедова Людмила Магомедовна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  18.  Магомедова НаидаМуртазаалиевна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  19.  Магомедова СураетРамазановна "Сам себе адвокат"
  20. МамалиевАбдулнасирМахмудович "Управление некоммерческим объединением"
  21.  Махмудов АсанФетулахович "Управление некоммерческим объединением"
  22. Мирзаев Магомед Абуталипович "Управление некоммерческим объединением"
  23. Муслимова Марал Алагавердиевна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  24. НасировАкифГафисович "Управление некоммерческим объединением"
  25.  Плотникова Светлана Владимировна "Бухгал терский учет в некоммерческом объединении"
  26.  Рамазанова Татьяна Имамгусейновна "Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении"
  27.  Сиденко Светлана Ивановна "Управление некоммерческим объединением"
  28.  Сулейманов Рамазан Курбанович "Управление некоммерческим объединением"
  29. Шихабидов Рамазан Абдулкеримович "Сам себе адвокат"
  30. ШихкеримовКисамутдинШамсутдинович "Управление некоммерческим объединением"

 31Демонова Татьяна Георгиевна "Управление некоммерческим объединением"______

Перечень Слушателей:

 1.Адамян Ирина Павловна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

 2. Алиев МурадНасирович «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

 3.Амирова АшрапиЧанкураевна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

4. АхмедхановАмучиАлиевич «Управление некоммерческим объединением»;

  1. Ашаганова Заира Абдулаевна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

6.Байрамова Наталья Александровна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

 7. Баширов Олег Магомедович «Управление некоммерческим объединением»;

 8.ВердиевЗакирГатемович «Управление некоммерческим объединением»;

9.Гаврикова Светлана Олеговна «Управление некоммерческим объединением»;

10. Гасанова Альбина Юнусовна «Бухгал терский учет в некоммерческом объединении»;

11. Зинченко Дмитрий Юрьевич «Управление некоммерческим объединением»;

12.Калмыкова Марина Владимировна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

13.Кидирниязова Карина Абдуламитова ((Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

14.Коробушкина Алеся Геннадьевна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

15. Курбанова ЗухраАхьятовна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

16.Кутбудинов Гаджимурад Магомедович «Управление некоммерческим объединением»;

17.МагомедалиевАбдулманапКадирович«Сам себе адвокат»;

18.МагомедалиевМухтарКадырович«Управление некоммерческим объединением»;

19. Магомедов МагомедрасулГазиевич «Управление некоммерческим объединением»;

20. Магомедов Рамазан Багамович «Сам себе адвокат»;

21. Магомедов Тимур Русланович «Управление некоммерческим объединением»;

22.Магомедова ХадижатМаликовна «Бухгалтерский учет в некоммерческом объединении»;

23.Магомедсалихов Шамиль Абубакарович «Управление некоммерческим объединением»;

24.Муслимов Магомед Якубович «Сам себе адвокат»;

25.Муталимова Саида Сафаровна «Сам себе адвокат»;

26.Нажмутдинов Магомед Нажмутдинович «Управление некоммерческим объединением»;

27.СагидоваМагьи Руслановна «Сам себе адвокат»;

28. Самойленко Олег Юрьевич ((Управление некоммерческим объединением»;

29. Сулейманова РаисатСаитоеговна «Сам себе адвокат»;

30    Ферзалиев Роберт Сергеевич «Управление некоммерческим объединением»;

31.ХалумовРамазангаджиРамазаикурбанович ((Сам себе адвокат»;

32.ХирамагомедовИсаХирамагомедович «Управление некоммерческим объединением».

 

ПРОГРАММА

повышения финансовой грамотности

Наименование Программы: Программа повышения финансовой грамотности в формате дистанционного обучения.
Возраст адресатов программы: Взрослые от 35 лет.

Цель

Программы:

Формирование грамотного финансового поведения и ответственного отношенияк личным финансам, повышение личной финансовой безопасности и защиты интересов потребителей финансовых продуктов и услуг.
Основные задачи Программы:

1. Обеспечить изучение существующих финансовых институтов, финансовых продуктов и услуг, а также источников получения достоверной информации об этих продуктах и услугах.

2.Развивать ответственность в области личных финансов в практической и профессиональной деятельности.

3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения вопросов, связанных с сохранением и накоплением денежных средств, оценкой финансовых рисков, сравнением преимуществ и недостатков различных финансовых продуктов и услуг.

4. Формировать знания о способах повышения благосостояния с помощью инвестиций, использование пенсионных фондов, создания собственного бизнеса.

Краткое описание Программы:

Программа содействует повышению уровня финансовой грамотности взрослого населения в возрасте от 35 лет посредством проведения дистанционного обучения.

Научная новизна Программы:

 – методологическая основа программы –компетентностныйподход для организации дистанционного обучения финансовой грамотности;

– разработанная программа дисциплины «Основы финансовой грамотности» для реализации дополнительного дистанционного образовательного курса;

– сформированнаягруппа лекторов в рамках дистанционного курса;

Практическая значимость Программы:

- создание условий для формирования системы понятий, связанных с финансовой системой, использованием финансовых продуктов и услуг;

- предоставление возможности освоить совокупность способов успешногорешения финансовых задач.

Необходимые

условия:

Наличие условий для реализации Программы:

- Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р);

- Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»;

- соглашение с о реализации образовательных программ с ГАУ РД «Центр дистанционного обучения»;

- современная платформа для дистанционного обучения;

- имеющийся опыт реализации программ повышения финансовой грамотности (очно и дистанционно);

- наличие экспертов по различным финансово-экономическим вопросам и направлениям.

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы:

Ожидаемы результаты реализации Программы:

- повышение уровня финансовой грамотности слушателей, способствующего защите их интересов как потребителей финансовых услуг, планированию личного бюджета, бюджета предпринимателя, созданию финансовой устойчивости;

- углубление уровня знаний о существующих финансовых институтах, финансовых продуктах и услугах, способах получения достоверной информации о них;

- формирование навыков разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;

- доведение до слушателейинформационных материалов и информационных ресурсов по вопросам финансовой грамотности и финансовой безопасности.

1. учебно-методический комплект дополнительной образовательной программы по дисциплине«Основы финансовой грамотности»;

2. видеоматериалы и видеолекции Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности»;

3. ресурсы для проверки информации о работе финансовых институтов и подачи обращений при нарушении прав потребителей финансовых услуг: Банк России, Федеральный фонд защиты прав вкладчиков, Роспотребнадзор и т.д.;

2. Актуальность Программы и ее значимость для потребителей финансовых услуг

В условиях глобальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие страны, рост благосостояния и улучшение благополучия граждан в огромной степени зависят от уровня финансовой грамотности широких масс населения, ихготовности к принятию самостоятельных и, главное, тщательно обдуманных решений, связанных с управлением бюджетом домашнего хозяйства.

Развитие и формирование финансовых навыков и компетенций  является неотъемлемой частью политики устойчивого экономическогоразвития страны. Для каждого потребителя финансовых услуг крайне важно уверенное владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Согласно даннымАналитического центра НАФИ2017 года только 12% россиянсчитают, что имеют хорошие знания и навыки в финансовой сфере.

Кроме того, согласно исследованию НАФИ 2018 года 25% россиян сталкивались с нарушением своих прав. При этом потребители часто готовы защищать свои права только на словах, не предпринимая никаких действий в реальной ситуации. В обществе сформировался стереотип о «бесполезности» шагов, связанных с отстаиванием своих прав.

В большинстве российских семей не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вопросы, связанные с деньгами, - это ведет к финансовой безграмотности подрастающего поколения. Причины такого положения дел во многом связаны с отсутствием у части взрослого населения навыков эффективного финансового поведения. В период существования советского государства у представителей старшего поколения сформировались привычка полагаться во всем на поддержку государства, неумение самостоятельно решать вопросы своего финансового благополучия, стремление в случае финансовых затруднений ждать защиты и помощи от власти.

Таким образом, социологические исследования показывают недостаточный уровень финансовой грамотности населения страны, что актуализирует необходимость системного формирования базовых навыков в области управления личными финансами в течение всей жизни человека. Высокий уровень финансовой грамотности населения снижает риски избыточной закредитованности граждан, является хорошим средством от угроз мошенничества со стороны недобросовестных участников финансовых рынков.

Целевыми группами данной дистанционной Программы выбраны взрослыелюди сосредним уровнем доходов, желающие повысить свои знания и наработать новые навыки. Предлагаемая Программаявляется одной из форм содействия повышению знаний и навыков в сфере личных финансов, формированию разумного финансового поведения.

Значение финансовой грамотности в современном мире трудно переоценить. Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности населения, с одной стороны, является задачей государства, а с другой – отвечаетсоциальному запросу со стороны потребителей финансовых продуктов и услуг. Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности ее населения. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов в целом способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. Финансово грамотный человек обладает целым рядом навыков, которые позволяют ему эффективно распоряжаться своими доходами, делать накопления, инвестировать средства в недвижимость и т.п.

В долгосрочной перспективе значимость финансовой грамотности в обеспечении личного благосостояния граждан будет только возрастать. Понятие «финансовая грамотность» включает в себя достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения, а также предполагает также знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать, что на практике дает возможность потребителю грамотно управлять своими денежными средствами.

Финансово грамотный человек:

1. Ведет учет собственных доходов и расходов.

2. Ориентируется в мире финансов: понимает основные финансовые термины, знает в каких надежных источниках можно найти нужную информацию и как использовать ее с максимальной выгодой для себя.

3. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг, следит за надежностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги. Знает, как защищены права потребителя финансов, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

4. Тратит меньше, чем зарабатывает. Имеет собственный резервный фонд - «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Можно потерять работу, заболеть, а денежные средства из резервного фонда помогут жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

Таким образом, цель реализации Программ повышения финансовой грамотности заключается в создании условий для формирования у слушателейследующих знаний и навыков: эффективно управлять личными финансами, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, делать накопления, приобретать без лишнего риска финансовые продукты и услуги на основе сравнения их характеристик.

3. Пояснительная записка Программы

Реализация данной Программыбудет осуществляться:

-дистанционнопосредством реализации дисциплины «Основы финансовой грамотности»;

- посредством организации работы лекторской группы экспертов в сфере финансовой грамотности;

- посредством предоставления доступа слушателям к презентационным и иным информационным материалам Программы.

4.Планы мероприятийреализации Программы

Тематический план программы повышения финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Лектор

1

2

Что значит быть финансово грамотным?

Обеспечить:

- знание и понимание слушателями сути финансовых продуктов и услуг;

- способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений.

 1. Образ финансово грамотного человека.

2.Учет собственных доходов и расходов.

3. Основные финансовые инструменты и услуги.

4.Риски, опасности и ошибки на финансовом рынке.

5. Защита прав потребителей финансовых услуг.

Личныйфинансовый план

Формировать компетенции финансовой грамотности:

- понимание необходимости вести учет личных доходов и расходов;

- понимание, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения;

- знание обязательныхличных ежемесячных трат и актуальных потребностей на данный момент жизни;

- умение вести запись доходов и расходов;

- умение различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;

- осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов.

1.Зачем нужно составлять личный финансовый план.

2. Кому нужен личный финансовый план (ЛФП).

3. Как составить ЛФП.

4. Важность учета доходов и расходов, особенно для семьи с небольшими доходами.

5. Программное обеспечение для учета и планирования.

6. Анализ использования кредитов для достижения различных целей, анализ кредитных рисков.

7. Постановка долгосрочных целей с учетом краткосрочных целей и текущих потребностей.

8. Влияние инфляции на достижение целей.

9. Финансовая защита: страхование.

10. Взаимосвязь между образованием, саморазвитием и уровнем доходов.

11. Использование инвестиций для достижения целей.

12. Планирование финансовой независимости.

13. Анализ устойчивости плана.

14. Контроль реализации плана.

Самостоятельная работа слушателей: составить финансовый план достижения цели 

Основные принципы инвестирования

Формировать компетенции финансовой грамотности:

- понимание, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;

- знание основного правила инвестирования: чем выше доходность, темы выше риск;

- умение сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов;

- осознание, что деньги должны работать.

1. Зачем нужны инвестиции. Инфляция, финансовое и инвестиционное планирование. Планирование финансовой независимости.

2. Основные понятия: доходность, риск, ликвидность. Основной акцент следует сделать на рисках инвестирования.

3. Финансовая математика: расчет доходности, простые и сложные проценты.

4.Основные типы активов: активы с фиксированным доходом, бизнес активы, товарные активы.

5. Банковские депозиты. Система страхования вкладов.Исламский банкинг.

6. Осторожно, форекс!

7.Рынок ценных бумаг. Облигации и акции. Реальные риски и доходности на каждом сегменте рынка.

8. Коллективные инвестиции: ПИФы, преимущества и недостатки.

9. Золото и недвижимость: доходность и риски.

10.Важность внимательного изучения договоров с финансовыми компаниями.

Самостоятельная работа обучающихся: выбрать наиболее приемлемый вариант инвестирования собственных сбережений.

Банки и банковские продукты

Формировать компетенции финансовой грамотности:

- умение различать типы денег (наличные, пластиковые карты, чеки, купоны и т.д.);

- умение отличать рекламу от информации о продукте или услуге;

- умение переводить стоимость валюты с помощью курсов;

- проявление активности и инициативы в поиске информации о финансовых продуктахи ее обновление;

- понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат.


1. Что такое банк, каковы его основные функции в экономике.

2. Какие услуги предлагает банк (с упором на услугах физическим лицам):

2.1 Денежные переводы;

2.2 Счета и вклады;

2.3 Кредитные продукты (с акцентом на рисках при чрезмерном увлечении кредитами);

2.4 Инвестиционные продукты (слитки драгоценных металлов, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета, ОФБУ, ПИФ партнерских УК, брокерские услуги итак далее);

2.5 Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления: переводы без открытия счета в банке (Western Union и т. п., переводы без открытия счета через банк, перевод наличных на банковскую карту); оплата услуг ЖКХ; перевод со счета в банке (в том числе с использованием систем он-лайн доступа к счету); оплата товаров и услуг с пластиковой карты (обязательно упомянуть, что карте соответствует счет в банке); платежи картой в интернете; электронные деньги.

2.6 Депозиты, их виды (по сроку, валюте, возможностям пополнения и снятия, начислению процентов). Пояснить понятие простой и сложной ставки процентов;

2.7 Кредиты, их виды (кредитные карты, потребительские кредиты, автокредиты, ипотека). Отличие банковских услуг от услуг микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов.


Самостоятельная работа обучающихся:сравнить дальнейшие перспективы развития безналичного и наличного обращения

Кредитование

Формировать компетенции финансовой грамотности:

- понимание, что такое кредит и почему кредит дается под проценты;

- понимание основных принципов кредитования;

- понимание различия между дебетовой и кредитной картой;

- умение выделять плюсы и минусы использования кредита;

- осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита.

 

1. Принципы функционирования банка. Источники денег для выдачи кредитов, их стоимость.

2. Кому банки выдают кредиты (анализ заемщика банком, допустимая долговая нагрузка).

3. В каких случаях целесообразно брать кредит. Анализ последствий использования кредита при помощи личного финансового плана.

4. Виды кредитов и их свойства:

- кредиты без залога;

- автокредиты и ипотека;

- затраты по кредиту помимо процентной ставки.

5. Отличие банка от микрофинансовых организаций и кредитно-потребительских кооперативов. Стоимость кредитования в МФО и КПК.

6. Ответственность заемщика перед банком. Проблемы, возникающие при задержке платежей по кредиту и в случае невозврата кредита. Кредитная история.

 
Самостоятельная работа обучающихся: рассмотреть вопрос банкротства физических лиц.  

Налоги

- понимание отличия налогов, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

- умение рассчитывать величину подоходного налога (НДФЛ);

- понимания различия налогов на доходы и налогов, связанных с имуществом;

- умение рассчитывать величину транспортного налога;

- умение заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;

- умение пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;

- понимание различия стандартных и социальных налоговых вычетов от имущественных вычетов;

- понимание различия обязательного пенсионного страхования (государственного) и добровольного (дополнительного) пенсионного накопления;

- умение рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ;

- умение проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР;

- умение определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

- умение проверять, делает ли работодатель пенсионные отчисления;

 

- понимание, как делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

- понимание, как правильно выбирать НПФ.

1. Налоги — зачем они нужны и почему следует их платить? Увязка налоговых поступлений с различными доходными статьями федерального, регионального и местного бюджетов (в зависимости от вида налога).

2. Какие налоги платит человек:

- НДФЛ;

- Земельный налог;

- Транспортный налог;

- Налог на имущество физических лиц;

- Страховые взносы в Пенсионный фонд и ОМС (указать, что фактические платежи производит работодатель).

Размеры платежей. Пример расчета, сколько нужно сберегать ежегодно, чтобы можно было рассчитывать на пенсию в определенном размере.

3. НДФЛ:

- ставки налога по разным видам доходов;

- с каких доходов не нужно платить налоги;

- налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные).

Как получить налоговые льготы.

4. Транспортный налог. Как рассчитывать, от чего зависит.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: заполнить декларацию по форме 3 НДФЛ  

Страхование

 

Формировать компетенции финансовой грамотности:

- понимание основных задач и принципов страхования;

-умение различить какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации;

- понимание необходимости использования страховых продуктов в различных сферах жизни.

 

1. Что такое страхование, как оно работает:

- договор страхования (полис), что это такое;

- основные понятия, встречающиеся в договоре страхования, существенные условия;

- что такое страховой риск, страховое событие и страховой случай;

- откуда берется цена страховки (понятие страхового тарифа).

2. Обязательное и добровольное страхование (ориентация на страхование физических лиц):

- обязательное страхование;

- добровольное страхование (личное, имущества, ответственности).

3. Страхование жизни, его особенности.

 

 

4. Выбор страховой компании:

- как работает страховая компания;

- что такое и чем отличаются «страховые продукты»;

- помощники: страховые агенты и страховые брокеры.

5. Наступление страхового случая:

- как событие становится страховым случаем;

- основные правила поведения при наступлении страхового случая;

- урегулирование убытков, выплата страхового возмещения;

- что такое исключения в договоре страхования, основания отказа в страховом возмещении.

   
Самостоятельная работа обучающихся: выбор страховой компании ОМС.  

Защита прав потребителей финансовых услуг

Формировать компетенции финансовой грамотности:

-знание о праве потребителя на получение качественных услуг;

- понимание, что у потребителя есть как обязанности, так и права;

- умение находить информацию о финансовом продукте и осознавать назначение этой информации;

- понимание, в каких ситуациях права потребителя защищены

 

1. Права потребителя:

  • Когда, при каких обстоятельствах возник вопрос о необходимости их защиты? От кого? Кем? Билль о правах потребителей; 4 базовых права и расширенный список прав.

2. Федеральный Закон «О защите прав потребителей»:

  • Что дает закон «О защите прав потребителей»?
  • Кто такой потребитель по закону?

3. Кто защищает права потребителей в финансовой сфере?

  • В каких случаях, к кому надо обращаться?
  • Суд: можно ли добиться справедливости?
  • Как работает система бесплатной юридической поддержки граждан со стороны организаций по защите прав потребителей?

4. Наиболее распространенные нарушения прав потребителей:

  • - в сфере кредитования;
  • - в сфере страхования;
  • - в сфере безналичного денежного обращения, банковские карты;
  • - в сфере вкладов;
  • - в других сферах финансовых услуг.

5. Права инвестора и акционера. В каких случаях мы остаемся потребителями?

6. Зоны, где закон «О защите прав потребителей» бессилен. Что делать в этих случаях?

 
Самостоятельная работа обучающихся: изучение ФЗ «О защите прав потребителей»  

      5.Ресурсы для реализации Программы

При реализации Программы будут задействованы следующие ресурсы:

5.1 Технические ресурсы (оборудование): онлайн-платформа для проведения дистанционных лекций. Персональные компьютеры слушателей для подключения к интернет-трансляции.

5.2 Кадровые,организационно-педагогические, учебно-методические ресурсы, включая экспертов в сфере финансовой грамотности;

5.3. Новые средства обучения: пособия, электронные и аудиовизуальные образовательные ресурсы.

         Календарный план повышения финансовой грамотности

 

Группа слушателей от Дагестанского отделения

Союза садоводов России

Тема Спикер Дата время
Что значит быть финансово грамотным? Андрианов А.Н. Руководитель направления развития образовательных проектов Ассоциации «САПФИР» 15 фев.                                                                                      10:00
Личный финансовый план Паранич А.В. Директор Ассоциации «Национальная лига независимых инвестиционных советников» 18.фев 10:30
Основные принципы инвестирования Григорьев Е. Ведущий преподаватель Института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр» 19.фев 10:00
Банки и банковские продукты Куликов Н. Исполнительный вице-президент АО «Газпромбанк» 22.фев 10:00
Кредитование Солодков В.М. Директор Банковского института НИУ ВШЭ 25.фев 10:00
Налоги Яковлева В. Член правления Молодежной финансовой лиги Ассоциации «САПФИР» 26.фев 10:00
Страхование Быков А.Ю. Начальник управления по региональному развитию и финансовой грамотности Всероссийского союза страховщиков 28.фев 10:00
Защита прав потребителей финансовых услуг Сафиулин М.Ш. Управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров 04.мар 10:00

Список слушателей от Дагестанского отделения Союза

садоводов России на программные курсы дистанционного обучения но обеспечению финансовой безопасности населения

Республики Дагестан.

    г. Избербаш

  1.  Магомедов Арсен Абдурахманович, 8 (964) 885-77-76; e-mail: soyuzsadovodovO$-izberbash@)nail.ni
  2.  Меджидов Гамид Адзиевич, 8 (965) 489-15-57; 89064822262di@

  1.  Мутаева Зарина Мутаевна, 8 (989) 888-07-77; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  2. Абдуллабекова Раисат Алиевна, 8 (963) 427-86-36; s

г. Дагестанские Огни

  1.  Мустапаев Сулейбан Магомедович, 8 (960) 412-81-46;
  2.  Ершова Ольга Павловна, 8 (988) 210-07-44; i
  3.  Шихкеримов Кисамутдии Шамсутдинович, 8 (903) 481-36-07;
  4.  Азимова Радмила Мурадовна, 8 (928) 523-67-44;

г. Каспийск

  1.  Рамазанова Эмма Рамазановна, 8 (909) 484-59-19; einma081Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  2.  Элифханов Абдулгамид Элифханович, 8 (963) 791-69-39; abdulclifimnov@mail.ru
  3.  Гамидов Славик Вагидович, 8 (928) 552-72-80; abdu1 с Iithan о у (ей
  4.  Бутаева Эльвира Камалдиновна, 8 (960) 420-00-76; сК ira.buliiieva@mail.ru
  5.  Джабраилов Ганифа Джабраилович, 8 (988) 206-40-75; abdи 1 с Iilhanov@.mail.ru

г. Кизляр

  1.  Карибова Наиля Султановна, 8 (938) 209-58-21; s о у uz.sad о Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  2.  Казиев Анвар Абдулаевич, 8 (963) 422-25-02; sovuzsadovodov05-kizlvar 1 @mail.ru
  3.  Магомедов Арсен Нариманович, 8 (928) 974-76-79; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  4.  Махмудова Альбина Эмиргамзаевна, 8 (989) 865-38-99;

г. Махачкала

  1.  Рашидова Зайнаб Гаджиевна, 8 (967) 941-16-16; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.m
  2.  Яхъяев Муфтали Низамудинович, 8 (989) 871-75-14; u
  3.  Дибирова Машидат Магомедовна, 8 (988) 264-51-39; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  4.  Османов Магомед Дибиргаджиевич, 8 (964) 020-83-81;