З.К. Юзбеков

д.э.н, профессор

Е.В. Егоров

д.э.н, профессор

На современном этапе развития общества, когда спрос на квалифицированные кадры, владеющие актуальными знаниями, с каждым годом растет, развитие дистанционного обучения с использованием сети Интернет представляется стратегически необходимой формой образования.

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному образованию. Сегодня в условиях становления общества знаний учиться необходимо всю жизнь, иначе можно отстать, потерять работу и статус квалифицированного работника. Диплом, свидетельствующий об однажды полученном профессиональном образовании, требует систематического дополнительного образования. Оно уже прочно вошло в жизнь в виде курсов по переподготовке и повышению квалификации в вузах и специально созданных учебных заведений. Многие стремятся расширить свои знания за счет получения второго высшего образования в смежной с основной областью деятельности.

Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей.

В последнее время в нашей стране на государственном уровне уделяется особое внимание одаренным и талантливым детям, выявлению таких детей и их поддержке. Среди методик обучения творчески развитых личностей и одаренных детей всегда были, и по сей день остаются конкурсы и предметные олимпиады, Интернет-проекты. В настоящее время во всём мире идёт поиск новых подходов к развитию интеллекта учащихся. Используются следующие дистанционные формы работы: дистанционные олимпиады, дистанционные обучающие олимпиады, конкурсы, викторины.

Дистанционные конкурсы и олимпиады – это интересная и увлекательная форма занятий, при которой любой ребенок может проявить свои способности на региональном уровне, не покидая свой город, имея компьютер и доступ к Интернет. Основная задача и цель таких мероприятий – создать для одаренных и талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала, приобретение навыков работы с информационными технологиями, выявление творческих способностей и развитие интереса к научной деятельности.

Дистанционные предметные олимпиады отличаются своим интересным наполнением и необычностью и пользуются популярностью среди школьников всех возрастов. Среди многообразия олимпиад, викторин, конкурсов любой учащийся найдет познавательную и развивающую программу по любимому направлению или предмету. Действует система поощрений: за участие в каждом мероприятии ученики получают свидетельства с указанием баллов и статуса. Педагоги победителей получают сертификаты и свидетельства.

Дистанционная олимпиада — интересная форма проведения соревнований, возможность проявления творчества, максимального взлета фантазии, предметных способностей. С помощью дистанционных олимпиад образование учеников выходит за рамки школьных стен. Именно дистанционная олимпиада помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Дистанционные олимпиады и конкурсы можно рассматривать как, серьезную работу по выявлению одаренных детей и развитию их талантов, интеллекта и одаренности.

За рубежом сейчас происходит колоссальная трансформация системы образования в связи с внедрением новых технологий и информатизацией общества. Прежде всего это выражается в том, что многие традиционные учебные программы становятся доступны и для дистанционного образования. Вице-председатель открытого университета Джон Дэниэлс провозгласил идею «мега- школ, мега-университетов». По его определению, это учебные заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов со всего мира. Чем больше руководители таких школ и вузов привлекают учащихся, тем выше их престижность и государственная важность.

Возмож­ность получения образования в удаленных от крупных учебных центров реги­онах, доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества, возможность заниматься в удобное время в оптимальном темпе — все это делает дистанционное обучение одной из наи­более эффективных форм работы с одаренными детьми. Система дистанци­онного обучения в Соединенных Штатах Америки, являющаяся одной из на­иболее развитых в мире, включает в себя огромное разнообразие программ и курсов как для обычных, так и для одаренных учащихся.

Для России, обладающей колоссальным ин­теллектуальным и пространственным потенциалом, становле­ние системы дистанционного обучения имеет особое значение.

Дистанционные программы для одаренных детей пока находятся в зачаточном состоянии и охватывают только малую часть способных учащих­ся. Как нам кажется, в этой ситуации может найти применение зарубежный опыт, в частности, Соединенных Штатов Америки.

Продолжитель­ность индивидуальных курсов может ва­рьировать от нескольких часов до четы­рех лет (программа для получения степе­ни бакалавра).

Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и. главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям населения и страны. В результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В переподготовке по направлениям высшего образования для цифровой экомомики ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготовить по всем направлениям профессионального образования около 40 млн.человек.

Переход в XXI в. к постиндустриальному обществу предполагает, что к середине столетия не менее 40-50 % населения должно обладать высшим образованием. Решить эти задачи возможно только на основе развития системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращении удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при улучшении его качества.

В соответствии с Концепцией, дистанционная форма обучения представляет собой получение образовательных услуг с помощью современных информационных технологий без посещения учебного заведения. Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда — ДО- это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов и др., ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

  • гибкость: обучаемые (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам;
  • модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям;
  • экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку составляют примерно 60% от затрат на подготовку кадров по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Целью создания и развития СДО является предоставление учащимся и самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений.

СДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге создаваемая СДО направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовле­творение потребностей и прав человека в области образования. СДО дополнит существующие очные и заочные системы обучения. Она естественным образом интегрируется в эти системы и, совершенст­вуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообраз­ных образовательных структур и развитию непрерывного образова­ния граждан.

СДО должна содействовать решению социально значимых за­дач: повышению уровня образованности общества и качества обра­зования; реализации потребностей населения в образовательных ус­лугах: удовлетворению потребностей страны в качественно подго­товленных кадрах.

Повышению социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровню самосознания, расширению кругозора; сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой; развитию единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающего обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

Достоинства ДО становятся очевидными, а развитие СДО приоб­ретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов; продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию; формирова­ние новых потребностей населения в современных содержаниях и тех­нологиях образования; политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования; по­явление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса; рост международной интеграции в образовании при усилении конку­ренции на мировых рынках образовательных услуг.

Важнейшими социальными приоритетами развития СДО в пе­риод ее создания и первоначального функционирования являются:

• первоочередное обеспечение широкомасштабной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для конверси­онных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

  • скорейшее предоставление населению образовательных услуг высшей школы по дисциплинам, которые пользуются максималь­ным спросом, не удовлетворенным традиционными системами обу­чения;
  • ускоренное развитие инфраструктуры СДО, предоставляющей возможность получения образования по месту жительства широким слоям населения, и решение, тем самым, социальных проблем, свя­занных с существующей диспропорцией в размещении высших и других учебных заведений на территории России и СНГ, с миграци­ей молодежи в крупные города с целью получения образования в ведущих вузах страны и вызванной этим дополнительной социаль­ной напряженностью в крупных городах, с отставанием уровня об­разованности в малых городах:
  • предпочтительное развитие форм дистанционного образова­ния. создающих условия для качественно новой академической мо­бильности студентов, предоставления им возможности для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;
  • ускоренное развитие экспорта образовательных услуг россий­ской высшей школы с целью укрепления ее экономической базы и влияния России на международной арене.

Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным це­лям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накоп­ленные в российской высшей школе научно-методический, кадро­вый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, сущест­вующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей) и организационные струк­туры высшей школы.

Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодо­лены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других об­разовательных учреждений и организаций в области ДО на основе: требований государственного образовательного стандарта; общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО; единых требований к уровню психолого-педагоги- ческой компетентности кадров СДО; создания единой информаци­онно-образовательной среды СДО; объединения бюджетных и вне­бюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом; единого стратегического управления системой.

Одновременно с этим создание единой СДО не должно препят­ствовать самостоятельности образовательных учреждений и разви­тию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготов­ки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта. В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализа­цию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, естественным образом будет способство­вать более тесному сотрудничеству с мировым образовательным

сообществом.

Дистанционный курс